Выпуск 4. «Наглядная агитация в информационно-пропагандистской работе»

 

      Концепция наглядной агитации
      Изменения в политике и обществе, в экономике и социокультурной сфере в  90-х годах прошлого столетия отразились на ценностных ориентирах общества, нормах взаимоотношений между людьми и институтами государственной власти. 
В настоящее время необходимость организации идеологической работы с населением доказана на практике. Более того, нынешний этап развития общества, события в ближнем и дальнем зарубежье настойчиво требуют усиления идеологической работы в стране.
В числе ее форм и методов организации - наглядная агитация и пропаганда. В настоящее время, с появлением современных оформительских материалов, средства наглядной агитации и пропаганды приобретают особенно актуальное значение.
Средства наглядной агитации и пропаганды (далее НАиП) - действенный инструмент организации идеологической работы.
      1. Определение понятий наглядной агитации и пропаганды.
      Для использования настоящей Концепции следует определиться с методологической составляющей понятий агитации и пропаганды.
Словарь русского языка С.И. Ожегова (М., 1975)  даёт следующее значение  понятий агитации и пропаганды:
      Агитация – устная и печатная деятельность среди широких  масс, имеющая целью распространение каких-либо идей для политического воспитания масс и привлечения их к активной общественно-политической жизни.
      Пропаганда – распространение в массах и разъяснение каких-нибудь воззрений, идей, учения, знаний.
В свою очередь  краткий политический словарь (М., 1987) толкует эти понятия следующим образом:
      Агитация – устная, печатная и наглядная политическая деятельность, воздействующая на сознание  и настроение масс с целью побудить их к политической активности.
      Пропаганда - (лат. подлежащее распространению) – распространение политических, философских, научных, технических знаний, художественных и др. идей с целью их внедрения в общественное сознание и активизации массовой практической деятельности; в более узком смысле – политическая и идеологическая пропаганда с целью формирования у масс определённого мировоззрения. Ее основные принципы: научность, конкретность, тесная связь с жизнью, единство пропагандисткой и организаторской работы.
      2. Цели и задачи наглядной агитации и пропаганды.
      Основные идейно-воспитательные цели, решаемые при помощи  средств НАиП: патриотическая, интернациональная, трудовая,  духовно – нравственная.
      Существует также ряд сопутствующих целей, на решение которых направлены средства НАиП: экономическая семейно – бытовая, пропагандирующая здоровый образ жизни, экологическая, релаксационная.
      Приоритетной задачей идеологической работы, решение которой возможно с помощью средств наглядной  агитации и пропаганды, является своевременное информирование населения о политической, социально - экономической, культурной ситуации в стране; оперативное и образное донесение до населения необходимой информации о проведении  государственной политики в Республике Беларусь. 
      3. Уровни наглядной агитации и пропаганды.
Выделяют следующие уровни использования средств НАиП:
      - в зависимости от масштабов - региональный, местный, локальный (областной, районный и субъект хозяйствования
      4. Технические средства наглядной агитации.
      Рекомендуется по возможности оформлять средства НАиП при помощи современных материалов – пластик, пленка ПВХ, поликарбонат, органическое стекло, полистирол и т.д. Данные материалы обеспечивают актуальный, высокохудожественный вид и долговечность. Очень выигрышно наглядная агитация смотрится при ее подсвечивании с помощью осветительных приборов, имеющих цветные светофильтры.
      5.  Правила оформления наглядной агитации и пропаганды.
      Для достижения результативного воздействия при использовании средств НАиП необходимо учитывать:
      5.1. Место размещения  наглядной агитации – специально выделенная и (или) отведённая территория, а также определенная площадь внутренней либо наружной поверхности здания, сооружения и (или) их комплексов, которые находятся в государственной либо частной собственности. 
      5.2. Принципы и художественные критерии оформления наглядности.
      - Цветовое оформление:
      Наглядная агитация должна быть выдержана в одной цветовой гамме. Причем для каждой формы наглядной агитации рекомендуется подбирать определенные цвета.
      6. Практические рекомендации по размещению средств НАиП в субъектах хозяйствования.
      Элементы наглядной агитации и пропаганды размещаются во всех организациях независимо от форм собственности. В субъектах хозяйствования с количеством работающих свыше 300 чел (для предприятий АПК свыше 100) рекомендуется обеспечить минимальный типовой набор средств НАиП, а именно:
      6.1. Символика и геральдика.
      6.2. Аллея и (или) галерея Славы, при отсутствии мест для их размещения - Доска Почета.
      6.3 Информационные стенды профсоюзов, общественных объединений и формирований.
      В их число входят: ветеранская организация, профессиональный союз, «БРСМ» - обязательно; женсовет, добровольная дружина, ОО Красного Креста, Белорусский Фонд мира, другие – при наличии.
      6.4. Стенд стенной печати.
      6.5. Информационный (социально-политический) стенд.
      6.6. Информационный стенд по пропаганде здорового образа жизни.
      Кроме вышеперечисленных средств НАиП обязательно наличие:
      - информации по выполнению государственных социальных стандартов;
      - информации о выполнении решений третьего Всебелорусского народного собрания.
      В целях наиболее полного информирования населения о государственной политике целесообразно наличие специального стенда, либо рубрики, где размещены тексты Директив №№ 1, 2,3, др., компетентные комментарии к ним и внутренние документы по их выполнению.
      Предлагаем вашему вниманию информационный список  литературы для идеологов, где представлены книги и периодические издания по теме наглядной агитации.
      Об утверждении положения о    порядке размещения наружной рекламы : постановление Совета министров Республики Беларусь от   22 апреля 1999 г. N 572 (в ред. от 22.02.2005 N 184, от 24.03.2006 № 399.
      Бабосов, Евгений Михайлович  Основы идеологии современного государства /  Е. М. Бабосов.- Мн. :  Амалфея, 2007.- 480с. 
Галубовіч, А. Сінтэз архітэктуры, скульптуры і плаката ў гарадскім асяроддзі Мінска ХХ ст. : [на прыкладзе праспекта Незалежнасці] / А. Галубовіч // Роднае слова. – 2012. – № 3. – С. 84—86.
      Іванова, І. Новыя тэхналогіі ў ідэалогіі : [ідэалагічны актыў Магілёўскай вобласці] Ілона Іванова// Звязда.- 2013. - 27 сакавіка.- С. 2. 
Материалы по итогам работы управления идеологической работы Могилевского облисполкома, Могилев 2012.
Мельник, В.  Государственная идеология Республики Беларусь :  концептуальные основы /  В. А. Мельник. – Минск :  ТЕСЕЙ, 2007. – 280 с. 
      Налівайка, Л. З чаго пачыналася мастацтва беларускага агітплаката / Людміла Налівайка, Яўген Шунейка // Роднае слова. – 2014. – № 1. — С. 90—92.
      Налівайка, Л. Час для вяртання... плакатаў / Людміла Налівайка, Яўген Шунейка // ЛiМ. – 2012. – 10 жніўня. – С. 23.

      Чуешов, Виктор Иванович.  Основы идеологии белорусского государства :  Инновационные технологии подготовки в вопросах и ответах /  В.И.Чуешов,И.И.Таркан.- Мн. :  ИВЦ Минфина, 2008.- 188с.