Выпуск 5. «Технология и методика подготовки публичного выступления»

 

      Совещание, презентация нового продукта или услуги, конференция, доведение до подчиненных новой информации – что объединяет эти события? Конечно, необходимость выступления перед аудиторией. Страх и неуверенность перед публичным выступлением знакомы, пожалуй, всем. Актуальность этой темы обусловлена тем, что каждому человеку, будь то руководитель или подчинённый, приходится выступать перед публикой. Обучение навыкам ораторского искусства позволяет не только выступать с официальными речами. На самом деле, даже если Вам никогда не придется выступать перед определённой аудиторией, Вы всё равно найдёте достойное применение полученным навыкам. Например, обучение ораторскому искусству – это самый лёгкий путь к уверенности в себе. Как только вы поймете, что сможете встать и толково выступать перед группой людей, логично будет предположить, что и с отдельными людьми вы можете говорить более уверенно и убедительно.
      Подготовка к выступлению и поведение во время выступления
      Внешний вид выступающего
      Первое впечатление об ораторе складывается до того, как он начинает говорить по его внешнему виду. Причем внешний вид включает в себя и одежду, и манеру поведения, и походку, и выражение лица, и жестикуляции, и т.д. Слушатели хотят знать, что он пред­ставляет сам по себе, т.е. они хотят сразу составить мнение об ораторе — поло­жительное или отрицательное — и, сами того не осозна­вая, хотят решить, будут ли их симпатии на стороне ора­тора и воспримут ли они то, что он им скажет. Поэтому, когда придется встать и взять слово, вы должны быть уверены, что ваш внешний вид отвечает требова­ниям слушателей и обстановки. Не допускайте эксцентричности в одежде: и без того все взоры будут устремлены на вас. Ничто у вас или при вас не должно связывать свободу движений. Не надевайте плотно обтягивающих костюмов, стесняющих движения плеч и рук. Мужчины должны быть чи­сто выбритыми, освободиться от ненужных вещей, от­топыривающих карманы, и убрать торчащие из боково­го кармана карандаши и ручки. Женщинам рекомендуется, по крайней мере, оставлять дома кричащие украшения. Скромность в одежде предпочтительнее назойливого шика. Не вызывайте удивления и зависти — это помешает слушать, что вы говорите.
      Не суетитесь. Спокойно направляйтесь к избранному месту. Не перебирайте на ходу ваши заметки, не засте­гивайте пиджак или жакет, не приводите в порядок прическу, не поправляйте галстук. Обо всем этом надо думать заранее. С другой стороны, не начинайте речь, пока не займете удобное и устойчивое положение. При­мите нужную позу сразу, сделав последний шаг. Не смотрите вниз на ноги или руки и тем более не смотрите сразу в записи. Всё это позволит вам создать образ уверенного и знающего своё дело человека, что непременно привлечёт слушателей.
      Невербальные сигналы во время выступления
      Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения, а, следовательно, и публичного выступления. Если при помощи внешнего вида вы создаёте образ и привлекаете внимание аудитории, то при помощи невербального общения получаете обратную связь от слушателей.
      Основные рекомендации и принципы Д. Карнеги
      Существует множество школ, которые содержат различные принципы публичных выступлений. Одна из наиболее действенных – школа, которую излагает Д. Карнеги.
      Первое. Несколько фактов о страхе перед аудиторией.
      Факт номер один: вы не одиноки в вашем страхе перед аудиторией. Практически все люди, и даже опытные ораторы, испытывают страх перед выступлением перед аудиторией.
      Факт номер два: в разумных пределах страх перед аудиторией полезен! Это естественный способ подготовки к встрече неожиданных вызовов извне. Поэтому, заметив учащение пульса и дыхания, не тревожьтесь. Ваше тело, постоянно реагирующее на внешние раздражители, готовится вступить в бой. Научившись контролировать эти физиологические процессы, вы станете быстрее соображать, свободнее говорить и вообще выступать более убедительно, чем в нормальных условиях.
      Факт номер три: даже профессиональные ораторы не смогли полностью освободиться от страха перед аудиторией. Страх почти всегда возникает непосредственно перед выступлением и может сохраняться в течение нескольких первых предложений в начале речи.
Факт номер четыре: основная причина вашей боязни публичных выступлений кроется с том, что вы не привыкли говорить на публике. Для большинства людей публичные выступления являются чем-то неизведанным и, следовательно, полным скрытыми препятствиями. Для начинающего – это набор самых сложных нестандартных ситуаций. Для упрощения этих ситуаций необходимы постоянные упражнения.
      Второе. Тщательно готовьтесь к каждому выступлению.
      Никогда не старайтесь запомнить речь слово в слово. Пытаясь оградить свое «Я» от психологических потрясений, многие ораторы оказываются в плену у зубрежки. Став жертвой этого типа психологической зависимости, оратор безнадёжно привязывается к трудоемкому методу подготовки, разрушающему эффективность выступления на трибуне.
      Отрепетируйте свою речь.
      Третье. Мысленно настройтесь на успех.
      Погрузитесь с головой в тематику выступления. Подготовка речи не ограничивается выбором темы, упорядочиванием идей и репетицией перед друзьями. Вы должны быть уверенны в важности предмета, о котором будет идти речь; должны проникнуться тем, что вдохновляло всех по-настоящему великих людей прошлого – верой в своё дело.
      Уверенность в деловой, общественной и личной жизни прямо зависит от способности человека ясно выразить свои желания и убеждения. Практика же публичных выступлений поможет приобрести эту уверенность.
      Мы постарались кратко довести информацию для тех, кто имеет отношение к выступлению на публике. Невозможно все советы изложить в нескольких страничках. Поэтому мы рекомендуем Вам ознакомиться  с некоторой литературой по этому вопросу
      Книги:
Баева, О. Ораторское искусство и деловое общение / О. А. Баева. – Москва :  Новое знание,  2005. 
Беляцкий, Н. Управление персоналом / Н. П. Беляцкий. – Минск,  2005. 
Бороздина, Г. Психология делового общения / Г. В. Бороздина. – Москва :  ИНФРА-М, 2002. 
Ботавина, Р. Этика деловых отношений / Р. Н. Ботавина. – Москва : "Финансы и статистика",  2002. 
Князев, С. Управление: искусство, наука, практика / С. Н. Князева. – Минск,  2002. 
Корпоративная культура / автор-составитель Кузнецов И.Н. – Минск : Книжный Дом, 2006.  
Мещерякова, Е. Психология управления / Е. В. Мещерякова. – Мінск :  Вышэйшая школа, 2005.  
Петров, О. Риторика / О. В. Петров. – Москва :  ООО "Профобразование",  2001. 
Порубов, Н. Риторика  : учебное пособие / Н. И. Порубов. – Мінск : Вышэйшая школа, 2001. 
Ром, Н. Хочу говорить красиво! Техники общения : аудиокнига. – Москва : АРДИС, 2009.
Сухарев, В.А. Этика и психология делового человека / В. А. Сухарев. – Москва, 1997.
      Статьи из периодических изданий:
      Авраменко, В. Лектор медленно, но верно засыпал - аудитория немного его обогнала, или Как грамотно провести публичное выступление / Валентина Авраменко // Магiлёўскiя ведамасцi. – 2013. – 15 ноября. – С. 20. 
      Антановіч, Н. Беларуская мова : культура, этыка, духоўнасць у люстэрку маўлення / Н. М. Антановіч, М. Г. Яленскі // Народная асвета. – 2013. — № 5. — С. 41—44.
      Груца, А. Пра паходжанне голасу як сродку маўлення / Аляксей Груца // Роднае слова. – 2013. – № 5. – С. 42—43.