Психологическая культура необходима для гармоничного развития человека, правильного понимания себя, других людей и окружающей действительности, что способствует сохранению психического здоровья, добрых отношений и взаимопонимания.      Познание самого себя, других людей и мира в целом, во всем многообразии и неповторимости — это основа психологической культуры личности.
     Психическое здоровье (ментальное здоровье) — согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия и эффективного функционирования для человека и для сообщества. Это основное понятие психического здоровья соответствует его широким и разнообразным интерпретациям в разных культурах.
     Психологическая культура помогает:

  • большему осознанию своих возможностей (интеллекта, работоспособ-ности, общительности, склонностей, социальной направленности личности, характера, темперамента) и др.;
  • лучше понять и осознать свои истинные желания и потребности, а также способности и возможности для реализации жизненных планов;
  • правильно организовать свою учебу и работу, досуг и быт;
  • оптимально регулировать личные и деловые взаимоотношения с другими людьми (детско-родительские, отношения со сверстниками и партнерами, с друзьями и любимыми).

     Психологическая культура человека является природным дополнением к физической культуре. И, как последняя помогает развить и сохранить физическое здоровье, психологическая культура человека — сохраняет психическое. А так как психическое и физическое в человеке нераздельны — вывод очевиден. Естественно, всем необязательно быть профессиональными психологами, чтобы следить за своим психологическим состоянием; чтобы понимать себя и других людей; чтобы планомерно развиваться и строить благополучную и счастливую жизнь; чтобы быть счастливым самому и приносить счастье другим, и, чтобы преобразовывать окружающий мир под себя. Для этого достаточно стать психологически культурным человеком.

     Формирование психологической культуры должно начинаться с детства. В современном мире не стоит надеяться на кого-то, а лучше брать ответственность за свое развитие и за своих детей на себя. И самостоятельно поднимать свой культурно-психологический уровень, что, как следствие, дает человеку больше возможностей жизненного выбора, и главное, личную свободу и счастье. Психологически культурный человек становится сценаристом и режиссером своей судьбы, а не ждет чего-то волшебного.

     Предлагаем вашему вниманию информационный список  литературы для идеологов, по предложенной теме.

КНИГИ

  • Боно, Э.  Учебник по принятию решений в критических ситуациях / Э. Боно. – Минск : Попурри, 2011. – 208 с. 
  • Карнеги, Д.  Как преодолеть тревогу и стресс / Д. Карнеги. – Минск :  ООО "Попурри", 2011. – 208 с. 
  • Кириченко, А. Современные психологические влияния на личность в профессиональных целях /  А.В. Кириченко. – Минск : Тесей, 2003. – 224 с. 
  • Киселёв, И.  Основы социальной психологии  /  И.Е. Киселёв. – Минск :  "Экоперспектива", 2000. – 214 с. 
  • Коломинский, Я. Психологическая культура детства : пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Я. Л. Коломинский, О. В. Стрелкова. – Минск : Вышэйшая школа, 2013. – 108, [1] с.
  • Лысюк, Л. Основы психологического консультирования  /  Л.Г .Лысюк. – Минск : Тесей, 2007. – 136 с. – (Современная психология и психотерапия). 
  • Мэрфи, Д.  Сила подсознания для карьерного роста / Джозеф Мэрфи. – Минск :  Попурри, 2012. – 272 с. 
  • Мэрфи, Д.  Как найти душевную гармонию и счастье /  Джозеф Мэрфи. – Минск : Попурри, 2012. – 320 с. 
  • Основы психологии /  И. А. Фурманов [и др.]. – Минск : Современная школа, 2011. – 496 с. 
  • Пил, Н. Сила позитивного мышления / Норман Винсент Пил. – Минск :  Попурри, 2012. – 336 с. 
  • Рыжов, Ю. Настольна книга Мастера Жизни. Эфффективно изменяем самые сложные жизненные ситуации / Юрий Рыжов. – Москва :  Центрполиграф, 2012. – 189 с. 
  • Эйдемиллер, Э. Психология и психотерапия семьи /  Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб :  Питер, 2008. – 672с. – (Мастера психологии). 
  • Энциклопедия для детей. Человек :  Архитектура души. Психология личности. Мир взаимоотношений. Психотерапия /  главный редактор Володин, В.И. – Москва : Аванта+, 2006. – Том 18. Ч. 2. –  2003. – 640 с. 

ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ

    • 12 жизненных законов психолога Натальи Грэйс // Здоровье и успех. – 2015. — № 10. — С. 18. 
    • Белокурова, М. Отложенная жизнь : [психотерапия] / Марина Белокурова // Будь здоров. – 2014. — № 8. — С. 51—55. 
    • Гапанович-Кайдалов, Н. Проблема психологического благополучия личности в информационно-образовательной среде / Н. В. Гапанович-Кайдалов // Адукацыя і выхаванне. – 2015. — № 2. — С. 9—16. 
    • Давидовская, Е. Психогеометрический тест экспресс-диагностики типа личности : страничка психолога / Екатерина Давидовская // Кем быть?. – 2013. – № 3. – С. 26—29. 
    • Дьяков, Д. Переживание затруднительных ситуаций и внутренний диалог как центральные механизмы самоидентификации личности / Д. Г. Дьяков, Н. В. Кухарев // Адукацыя і выхаванне. – 2016. — № 3. — С. 22—28. 
    • Ероховец, О. Слово – критерий здоровья души / Ольга Ероховец // Здаровы лад жыцця. – 2013. – № 4.- С. 8—11. 
    • Зенькова, Г. Эмоции. Научиться различать, выражать и понимать / Галина Зенькова // Здаровы лад жыцця. – 2014. — № 8. — С. 57—63. 
    • Зиновьева, Т. Вы и стресс : кто кого? / Татьяна Зиновьева // Психология отношений. – 2015. — № 11. — С. 6—7. 
    • Кибак, И., А. Психологическая культура как основа повышения эффективности законотворческой деятельности : юридическая психология /  И. А. Кибак // Право. by. – 2013. – № 3. – С. 106—109. 
    • Лыжина, Л. На светлой стороне жизни : [психологический практикум] / Л. Лыжина // Здаровы лад жыцця. – 2012. – № 4. – С. 20—25. 
    • Сарапулов, А. Учитесь властвовать собою к беде несдержанность ведет : стресс, профилактика срывов / Александр Сарапулов // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2015. — № 11. — С. 34—41. 
    • Сидоров, В. Правила счастливой жизни : [психология] / Василий Сидоров // Будь здоров!. – 2015. — № 2. — С. 4—5. 
    • Сизанов, А. Общение и взаимопонимание : психологические барьеры / Александр Сизанов // Здаровы лад жыцця. – 2014. — № 7. — С. 4—10. 
    • Тарасова, В. Физические упражнения и психологическое благополучие человека / Виктория Тарасова, Галина Попкович, Анна Силич // Здаровы лад жыцця. – 2014. — № 4. — С. 22—25. 
    • Тевелева, Т. Чтобы хорошо мыслить, надо мыслить : психология / Татьяна Тевлева // Кем быть?. – 2013. – № 8–9. – С. 49—50. 
    • Трусь, А. Психологическая грамотность руководителя : уровни, особенности, динамика развития / А. А. Трусь // Адукацыя і выхаванне. – 2014. — № 2. — С. 36—39. 
    • Трусь, А.А. Психологическая культура руководителя : эффективный менеджер: самообразование, самосовершенствование, саморазвитие / А.А. Трусь // Адукацыя і выхаванне. – 2015. — № 5. — С. 13—17. 
    • Фурманов, И. Про мотивы и мотивировки : гражданские конфликты глазами психолога / Игорь Фурманов // Беларуская думка. – 2014. — № 11. — С. 30—36. 
    • Чигрина, Е. Семинар-практикум "Имидж педагога" в рамках недели психологии : организационно-деятельностный подход к сохранению и укреплению благоприятного микроклимата в педагогическом коллективе / Е. И. Чигрина // Народная асвета. – 2015. — № 11. — С. 45—49. 
    • Шеститко, С. Проживать горе : психологический ликбез / Светлана Шеститко // Здоровье и успех. – 2014. — № 11. — С. 24—25. 
    • Яценко, Т. Девиктимизация как направление психолого-педагогического сопровождения виктимных учащихся подросткового возраста / Татьяна Евгеньевна Яценко // Адукацыя і выхаванне. – 2015. — № 2. — С. 54—62.