Валентина Поликанина о поэме «Сёстры милосердия»:
– Поэма «Сёстры милосердия» появилась в моем творчестве в 2007 году по чудесному стечению обстоятельств. Через сестру милосердия Свято-Елизаветинского монастыря Елену Сидорову ко мне попала книга священномученика Сергия Махаева «Подвижницы милосердия». Для меня это стало не просто чтением, а полным погружением в материал. Перевернув последнюю страницу, я долго не могла прийти в себя, вспоминала детали, снова и снова возвращалась к прочитанному. И вдруг стали приходить слова… Сначала это были отдельные стихи, потом небольшие фрагменты, которые постепенно складывались в единое целое. Так родилась поэма. Кстати, я писала ее две недели — и на это время стала добровольной «затворницей», отказывалась от приглашений, походов в театры: боялась нарушить творческую тишину…
Прототипами поэмы стали сестры милосердия Восточной войны 1853‒1856 гг., русско-турецкой, русско-японской и Первой мировой войн. Это были удивительные, самоотверженные женщины, многие из них — представительницы именитых дворянских родов, такие как Екатерина Бакунина и Елизавета Хлапонина. Было много женщин родовитых фамилий: Бибикова, Пржевальская, Карцева, Щедрина, Мещерская и многие другие. Они отдавали свое богатство, жертвовали деньги для помощи защитникам Отечества, сами шли на фронт помогать раненым. К примеру, во время русско-турецкой войны работала сестрой милосердия Юлия Вревская, красавица из высшего света, которой Тургенев посвящал стихи в прозе… Княгиня Шаховская возглавляла общину сестер милосердия. В 1909 году Великая княгиня Елизавета Федоровна создала Марфо-Мариинскую обитель милосердия… Были женщины и других сословий. Например, Даша Севастопольская, сирота. Во время Крымской войны, чтобы попасть на фронт, она переоделась матросом, потом работала в перевязочных пунктах, госпиталях. Без всякого образования, она могла ассистировать врачам при операциях…
Эти героини стали яркими примерами для поэмы, но при художественном воплощении слились в единый, обобщенный образ сестры милосердия — женщины, которая, жертвуя здоровьем и рискуя жизнью, помогала раненым солдатам в жестоких, невыносимых условиях войны. Мне важно было показать героический подвиг женщины, ее жертвенность, готовность прийти на помощь ближнему, ее самоотверженность и силу…
Когда писалась поэма, я словно слышала голос народной артистки РБ Марии Захаревич. Для меня он был, как голос Родины… Этот глубинный, грудной, словно слегка остуженный, какой-то очень материнский, благожелательный голос, который, кажется, и существует для того, чтобы утишить печали, пожалеть, приласкать, успокоить…
Символичным было то, что завершена была поэма 12 мая 2007 года. А подготовлена к эфиру – к 12 мая 2019 года, как раз к Международному дню медицинской сестры. Музыкальное оформление поэмы сделал звукорежиссер Валерий Беляев, а прозвучала поэма в передаче Татьяны Якушевой на Первом канале Белорусского радио.