Право быть человеком

 Равенство прав не в том, что все ими пользуются,
а в том, что они всем даны.
Сенека Младший

Международный день прав человека ежегодно отмечается 10 декабря в честь принятия и провозглашения Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году Всеобщей декларации прав человека, которая стала первым мировым документом, сформулировавшим положения о правах человека, гражданских и политических правах и свободах.

Согласно Указу Президента Республики Беларусь с 1998 года День прав человека 10 декабря отмечается и в Республике Беларусь. Права человека – это совокупность предназначенных природой индивида условий, принципов, норм, правил и способов деятельности, обеспечивающих ему возможность достойной жизни в обществе. Правовую основу регулирования прав человека в Республике Беларусь составляют Конституция Республики Беларусь, международные договоры Республики Беларусь и иные акты законодательства Республики Беларусь, регламентирующие права человек.

Все люди на Земле имеют право на материальные и духовные блага. Здесь большую роль играет государство, т.к. оно с самого начала развития цивилизаций стояло у истоков письменного оформления не только обязанностей своих жителей, но и прав.

Понятия основных прав и свобод человека базируются на двух положениях, без выполнения которых то или иное право человека теряет свою актуальность.

Первое положение. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и своих правах, они наделяются разумом и совестью и должны поступать по отношению друг к другу в духе братства.

Второе положение. Каждый человек должен владеть правами и свободами, которые провозглашают международное и национальное законодательство, в первую очередь Международный билль о правах человека.

Виртуальная выставка «Право быть человеком» включает  документы из фонда центральной библиотеки.  В этих изданиях представлены история, теория и современное состояние прав человека; основные постулаты по формированию и воспитанию в будущих поколениях культуры прав человека, содействию торжеству свободы, укреплению безопасности и мира во всех странах, устранению коренных причин нарушения прав и свобод человека, ликвидации расовой дискриминации, разработке международных соглашений и других международно-правовых документов в этой области. Это такие издания, как «Всеобщая декларация прав человека», «Права человека. Международно-правовые документы и практика их применения», «Права ребенка».

Выставка будет интересна специалистам в области международного права, мировой политики, международных отношений и прав человека, а также студентам, преподавателям, политическим и общественным деятелям и всем тем, кто интересуется состоянием и реализацией прав человека в современном мире.

                                                                                                                         
     

Канстытуцыя нашай дзяржавы(1919,1927,1937,1978,1994). – Мінск : Мастацкая літаратура, 2011. – 294 с. 

Канствтуцыя — гэта асноўны закон, па якім жыве Рэспубліка Беларусь. З дня ўтварэння БССР і на працягу шматгадовага развіцця нашай краіны змяняўся і ўдасканальваўся яе асноўны закон. У гэтай кнізе сабраны тэксты Канстытуцыі за ўсю гісторыю існавання нашай дзяржавы.

 

                                                                                                 


Белякович, Н. Права человека : практикум / Н. Н. Белякович. – 2-е изд. – Минск : Амалфея, 2007. – 196 с.

Включает учебно-методические материалы и рекомендации, ориентирующие студентов на углубленное изучение специального курса «Права человека». Предлагаются практические творческие задания и контрольные вопросы. Содержит обзор обширной новейшей литературы по изучаемому курсу. Прилагаются важнейшие международные документы по правам человека.

Для студентов, аспирантов, преподавателей высших учебных заведений, а также для широкого круга читателей, интересующихся проблемой прав человека.

 

Божанов, В. Права человека : курс лекций / В. А. Божанов. – Минск : Дикта, 2007. – 186 с.

Издание посвящено проблемам прав человека. Особое внимание уделяется их философскому содержанию. Показано своеобразие толкования прав человека в многополисном мире и пути согласования этих разногласий. Рассмотрен механизм реализации прав человека в Республике Беларусь.

     

                                                                                                      

Бубен, С. Учимся и учим правам человека : пособие для педагогов, классных руководителей, воспитателей / С. С. Бубен, Н. Д. Жевняк. – Минск : Пачатковая школа, 2009. – 304 с.

Пособие является составной частью учебно-методического комплекса по обучению правам человека, правам ребенка и международному гуманитарному праву. Пособие содержит методические рекомендации, модели занятий, внеурочные мероприятия, тестовые задания, основные международные документы о правах человека.

                                                         

Бубен, С. Школьникам о правах ребёнка : пособие для учащихся учреждений общего среднего образования / С. С. Бубен. – Мінск : Пачатковая школа, 2013. – 376 с.

В издании содержатся нормативные материалы, относящиеся к правам ребенка, дается объяснение основных понятий, приводятся отрывки из произведений детской художественной литературы, наиболее ярко иллюстрирующие права ребенка. Раскрытие каждой темы сопровождается вопросами и заданиями, которые позволяют детям лучше усвоить материал.

Книга предназначена для учащихся и педагогов учреждений общего среднего образования.

 

Иванов, Г. Права человека : история и теория. Ситуационные задачи. Международное и национальное законодательство / Г. И. Иванов. – Минск : Дикта, 2008. – 360 с.

Подготовлено в соответствии с типовой учебной программой «Права человека» для высших учебных заведений и учебно-методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь. Анализируются исторический и научно-теоретический аспекты рассматриваемого сложного социально-гуманитарного явления.

 

Кацубо, С. Основы прав человека : учебное пособие / С. П. Кацубо, И. В. Кучвальская, С. Б. Лугвин. – Минск : Университетское, 2002. – 263 с.

Пособие отражает  политические, правовые и социально-экономические подходы к обеспечению прав человека. Подробно освещаются состояние прав человека в мире, механизмы защиты прав человека и пути их совершенствования. В приложении даются основные международно-правовые акты по правам человека и нормы Конституции Республики Беларусь.

 

Котляр, И. Права человека : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И. И. Котляр. – 2-е изд. – Минск : Тесей, 2005. – 288 с.

В предлагаемом пособии излагается современная концепция прав человека, основная на представлениях об их этическом характере; раскрывают их сущность, реальное состояние и механизм защиты.

Предназначено для студентов, слушателей, аспирантов и преподавателей учебных заведений юридического профиля, представителей правозащитных организаций, а также всех, кто интересуется вопросами защиты прав человека.

 

О правах ребёнка: сборник правовых актов по состоянию на 21 ноября 2012 года / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2012. – 80 с. – (Правовая библиотека НЦПИ).

Сборник содержит Конвенцию о правах ребенка от 20.11.1989 г., закон Республики Беларусь от 19.11.1993 г. «О правах ребенка», постановление Совета Министров РБ от 12.03.2012 г. № 218 «Об утверждении Национального плана действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2012—2016 годы», Указ Президента РБ от 16.11.2006 г. № 675 «О Национальной комиссии по правам ребенка».

 

Перепелица, Е. Права человека и ценности восточнославянской цивилизации / Е. В. Перепелица. – Минск : Белорусская наука, 2006. – 230 с.

В книге раскрывается ценностное содержание прав и свобод человека с учетом мировоззренческих различий существующих цивилизаций, национальной специфики восприятия и понимания прав и свобод человека. Исследуются проблемы совершенствования правовой регламентации прав и свобод человека и механизм их защиты в Республике Беларусь в плане утверждения в национальной правовой системе традиционных ценностей восточнославянской цивилизации.

 

Права человека : международно-правовые документы и практика их применения : в 4 т. /  составитель Е. В. Кузнецова. – Минск :  Амалфея, 2009. – 816 с. 

Издание содержит тексты международно-правовых документов в области прав человека, принятых в рамках системы Организации Объединённых Наций, Совета Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и Содружества Независимых Государств, а также избранные решения Комитета по правам человека и Европейского Суда по правам человека.

Издание адресовано работникам системы отправления правосудия и правоохранительных органов, студентам, аспирантам и преподавателям юридических вузов, социальным работникам, членам общественных объединений и всем, кто интересуется международными стандартами в области прав человека.

 

Права человека : учебное пособие / авторы-составители: С. П. Кацубо, И. В. Кучвальская, С. Б. Лугвин. – Минск : Амалфея, 2001. – 336 с.

В учебном пособии излагаются основные понятия по вопросам прав человека. Пособие написано в соответствии с тематическим планом занятий по дисциплине «Права человека» высших учебных заведений.

 

   

Права человека : учебное пособие / А. Д. Гусев, Я. С. Яскевич, Ю. Ю. Гафарова [и др.] ; под общей редакцией: А. Д. Гусева, Я. С. Яскевич. – Минск : ТетраСистемс, 2002. – 304 с.

В учебном пособии раскрывается сущность фундаментальных прав человека как феномена мировой культуры и цивилизации и показывается их роль в развитии личности, общества и человечества. Книга написана в соответствии с образовательным стандартом и типовой программой «Права человека» для высших учебных заведений. В приложении приведен Международный билль о правах человека.

          

                                         

Сто уроков по правам ребенка : учебно-методическое пособие / Л. И. Смагина, А. С. Карнейчук, А. А. Петрикевич, И. А. Царик. – 2-е изд. – Минск : Унiверсiтэцкае, 1999. – 171 с.

В книге изложено содержание работы по каждой из рекомендованных Министерством образования Республики Беларусь десяти тем, в которых освещается проблема прав человека, прав ребенка с учетом его возрастных особенностей.

Для учителей начальных, средних и старших классов общеобразовательных школ.